Важная часть ЕГЭ по русскому языку —
сочинение: оно оценивается в 23 балла (максимум), что составляет более 40%
экзаменационной отметки. Возьмём для примера один из текстов и попробуем
написать первую часть.
(1)Сокровища,
дарованные нам Пушкиным, действительно велики. (2)Первая заслуга великого поэта
в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (3)Кроме наслаждения,
кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и сами формулы мыслей и
чувств. (4)Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются
общим достоянием. (5)Высшая творческая натура влечёт и подравнивает к себе
всех. (6)Поэт ведёт за собой читателя в незнакомую ему страну, в тонкой и
благоуханной атмосфере которой возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются
чувства.
(7)Отчего
с таким нетерпением ожидается каждое новое произведение великого поэта? (8)Оттого,
что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт,
что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостаёт
мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим. (9)Вот отчего и любовь, и
преклонение перед великим поэтом, вот отчего и великая скорбь при его утрате.
(10)Без него образуется пустота, умственное сиротство: не с кем думать, не с
кем чувствовать.
(11)Легко
ощутить удовольствие и восторг от изящного произведения, а подметить и проследить
своё умственное обогащение от того же произведения довольно трудно. (12)Всякий
говорит, что ему то или другое произведение нравится, но редкий осознаёт признаётся, что он поумнел от этого
произведения. (13)Многие полагают, что поэты и художники не дают ничего нового,
что всё, ими созданное, было и прежде где-то, у кого-то, но оставалось под
спудом, потому что не находило выражения. (14)Это неправда.
(15)Ошибка
происходит оттого, что все вообще великие научные, художественные и нравственные
истины очень просты и легко усваиваются. (16)Но как они ни просты, всё-таки предлагаются
только творческими умами, а обыкновенными умами только усваиваются, и то не
вдруг и не во всей полноте, а по мере сил каждого.
(17)Пушкиным
восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. (18)Наша литература обязана ему
своим умственным ростом. (19)И этот рост был так велик, так быстр, что
историческая последовательность в развитии литературы и общественного вкуса
была как будто разрушена и связь с прошедшим разорвана.(20) Русская литература в одном человеке выросла на целое
столетие.
(21)Пушкин
застал русскую литературу в период её молодости, когда она ещё жила чужими
образцами и по ним вырабатывала формы, лишённые живого, реального содержания, —
и что же? (22)Он оставил сам образцы, равные образцам литератур зрелых,
образцы, совершенные по форме и по самобытному, чисто народному содержанию.
(23)До
Пушкина у нас литература была подражательная, вместе с формами она принимала от
Европы и разные исторически сложившиеся там направления, которые в нашей жизни
корней не имели. (24)Отношение писателей к действительности не было
непосредственным, искренним; писатели должны были избирать какой-нибудь
условный угол зрения. (25)Высвобождение мысли из-под гнёта условных приёмов — дело
нелёгкое, оно требует громадных сил. (26)Прочное начало освобождению нашей
мысли положено Пушкиным: он первый стал относиться к темам своих произведений
прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и стал таким — стал самим
собой.
(27)Всякий
великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин
оставил школу и последователей. (28)Что это за школа, что он дал своим
последователям? (29)Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому
быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, он дал смелость
русскому писателю быть русским. (30)Ведь это только легко сказать! (31)Ведь это
значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. (32)Теперь нам остаётся только желать,
чтобы Россия производила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее
развития и простора; а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим
поэтом.
(По
А. Н. Островскому)
Начинается работа со знакомства с
текстом, понимания его, определения проблемы, поставленной автором. Если она
понята и сформулирована неверно, сочинение будет написано не о том, то есть за
задание 25 ученик получит 0 баллов. Опыт показывает, что значительная часть
выпускников не владеет прочными навыками анализа текстов, им сложно выделить
фрагменты, в которых собственно и обозначена автором проблема, вокруг которой
следует строить собственное рассуждение с опорой на предложенный текст.
Первая часть сочинения — это и есть
формулировка проблемы, поставленной автором. С чего начать? Вы уже читали
текст, когда выполняли задания 20 — 24, содержание вам знакомо. Но для
определения и формулирования проблемы необходимо ещё раз прочитать текст очень
внимательно, с карандашом (ручкой) в руке. В каждом абзаце есть фрагменты,
которые отражают предмет рассуждения, то есть мысль повторяется, привлекает к
себе внимание. Читая, отмечайте эти фрагменты (предложения, словосочетания).
Пройдём по тексту. Обращаем внимание на
предложение 2 (1-й абзац), предложение 9 (2-й абзац), предложение 12 (3-й
абзац), предложение 15 (4-й абзац), предложение 18 (5-й абзац), предложение 22
(6-й абзац), предложение 26 (7-й абзац), предложение 31 (8-й абзац). В этих
предложениях идёт речь о вкладе Пушкина в русскую литературу, культуру, русскую
жизнь. Прочитайте эти предложения подряд — вот отсюда и определится проблема,
поднятая автором текста. Нужно помнить, что в любом тексте проблема не одна,
так как все факты, события, судьбы связаны и взаимно зависят друг от друга. Так
и в этом рассуждении Александра Николаевича Островского сказано не столько о
Пушкине, его жизни, сколько о влиянии его на личность читателя, на формирование
мировоззрения, на становление русской литературы, на необходимость общения с
великими писателями.
Предложения из текста подсказали нам
обозначенные в нём проблемы. Как их сформулировать (I
часть сочинения)?
Вариант
1.
Есть события и люди, которые не просто оставляют память о себе, а влияют на сознание,
мировоззрение потомков через века. А. Н. Островский, размышляя о роли Пушкина,
утверждает: «Первая заслуга великого
поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть». Именно эта
проблема поставлена им в данном тексте.
Вариант
2.
А. Н. Островский ставит проблему потребности, необходимости для людей в чтении
произведений любимых авторов: «...всякому
хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним...»
Вариант
3.
А. Н. Островский размышляет над проблемой восприятия произведений поэтов и
художников. При этом писатель обращает внимание на то, что большинство людей
признаёт факт эстетического влияния искусства, но «редкий осознаёт и признаётся, что он поумнел от этого произведения».
Вариант
4.
А. Н. Островский размышляет над проблемой влияния А. С. Пушкина на развитие
русской литературы: «Русская литература в
одном человеке выросла на целое столетие».
Вариант
5.
Великая русская литература прославлена многими именами, но среди них особо
отмечен Пушкин, который «дал смелость русскому писателю быть русским». О
наследии и завещании великого поэта размышляет А. Н. Островский.
Вот проблемы, над которыми размышляет А.
Н. Островский. Вы выбираете любую из них и строите своё сочинение в зависимости
от этого. Перед вами текст — он вам помощник. Учитесь выделять в абзацах
предложения, которые являются опорой текста, канвой. В них и сформулированы
проблемы. Работайте с текстами, задавайте вопросы, и всё получится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий