вторник, 9 мая 2017 г.

ПОПРОБУЕМ СДАТЬ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Часть 1 (задания 20 — 24)


Прочитайте текст и выполните задания 20 — 25

(1)Причуды Времени давно интересовали автора. (2)Маленькие дети, например, как заметил автор, плохо чувствуют время. Ощущение его растёт и обостряется с возрастом, и к старости — чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.
(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках. (6)Петля цеплялась за петлю... (7)Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела — и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем — стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки...
(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь — когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью... (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...
(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они — хозяева Времени. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан. (27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам. (29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32)Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности.
(34)Время — это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.
(По Д. Гранину)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема его произведений — реализм и поэзия научно-технического труда, борьба между учёными, творческими принципиальными людьми и карьеристами, бюрократами. Широкую известность получили произведения «Иду на грозу», «Собственное мнение», «Зубр», «После свадьбы», «Кто-то должен» и другие.

Комментарий. Задания 20 — 24 — это работа с текстом, который нужно читать внимательно и вдумчиво. Необходимы навыки анализа текста, которые формируются постоянной практикой.

20   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. К старости обостряется ощущение времени, потому что его остаётся всё меньше.
2. Современный деловой человек командует временем.
3. Человек перерабатывает всё своё время на мысли, чувства, работу.
4. Время очень легко погубить, потратив его на пустые дела.
5. Проблема разумного обращения со временем является лишь техникой его экономии.

Комментарий. Задание требует умения выделять в тексте информацию, соответствующую предложенным вариантам. Находите предложения, которые по лексике больше всего совпадают. Находятся они в разных абзацах текста, который внимательно перечитайте.

Ответ: 134

21   Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложения 6 — 10 включено описание.
2. В предложениях 10 — 11 содержится повествование.
3. В предложениях 19 — 20 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях      15 — 18.
4. Предложение 30 поясняет предложение 29.
5. В предложениях 35 — 39 содержится рассуждение.

Комментарий. Задание требует знания жанров текста: рассуждение, описание, повествование. Необходимо знать признаки, отличающие жанры друг от друга. В предложениях 6 — 10 множество деталей, создающих художественный образ. Конечно, это описание. Цифра 1.
В предложениях 19, 20 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях    15 — 18? Да, это так. Цифра 3.
Предложение 30 поясняет предложение 29? Да. Цифра 4.
В предложениях 35 — 39 содержится рассуждение? Да. Это размышления автора, это рассуждение. Цифра 5.

Ответ: 1345

22   Из предложений 32 — 39 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Комментарий. Найти антонимическую пару. Совсем простое задание.

Ответ: ранопоздно

23   Среди предложений 10 — 12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного словосочетания. Напишите номер этого предложения.

Комментарий. Задание требует знания способов связи предложений в тексте. Также в этом варианте предполагается знание вводных конструкций.

Ответ: 12

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 — 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24   «Время всегда угнетало человечество своей быстротечностью. Об этом писали ещё до нашей эры Сенека и другие древнеримские философы, писатели и поэты. Стремительность времени сейчас только возрастает. Но время — это единственное, чего никогда нельзя вернуть. Может быть, поэтому Даниил Гранин, осознавая его ценность, пишет это слово с прописной буквы. Текст насыщен поэтичными (А) ______ («минуты вытягиваются нескончаемой нитью» в предложении 14, «день может измотать душу медлительностью» в предложении 19, «гончие Времени мчатся по пятам» в предложении 28), (Б) _____ («вязкая медлительность» в предложении 13, «деловая хватка» в предложении 22). Автор привлекает к своим размышлениям читателя, используя (В) ______ (предложения 15 — 18), (Г) ____ (предложения 30, 34, 36)».
Список терминов:
1) вопросно-ответная форма изложения
2) развёрнутые метафоры
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) вопросительные предложения
6) эпитеты
7) цитирование
8) термины
9) однородные члены

Комментарий. Задание требует анализа языковых особенностей текста. Нужно знать терминологию, уметь извлекать из текста нужные выразительно-изобразительные средства. Из девяти указанных в списке примеров в тексте использованы четыре.
А — «минуты вытягиваются нескончаемой нитью», «день может измотать душу медлительностью», «гончие Времени мчатся по пятам». Это перенос по сходству — метафоры, в данном случае развёрнутые. Цифра 2.
Б — «вязкая медлительность», «деловая хватка» — характеристика признака — эпитет. Цифра 6.
В — указаны предложения 15 — 18. Они все вопросительные. Цифра 5.
Г — указывает предложения 30, 34, 36. Чем они похожи? В них есть ряды однородных членов предложения. Цифра 9.

Ответ: 2659

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...