четверг, 11 мая 2017 г.

ПОПРОБУЕМ СДАТЬ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Часть 2 (задание 25)


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема восприятия времени
человеком. (Как воспринимает течение времени человек?)

1. Ощущение хода времени во многом зависит от возраста: дети не замечают движения времени, но с возрастом его ход воспринимается всё более остро.

2. Проблема нерационального ис-пользования личного времени.

2. Время — это богатство, которое нужно беречь и разумно использовать. Однако человек рационально использует только малую часть времени. Необходимо с детства приучать людей бережно относиться к своему времени.

Комментарий. Написание сочинения требует обязательных условий: начитанности, грамотности, навыков анализа текста и создания своего текста заданного жанра и стиля. Если эти навыки сформированы, то справитесь с заданием, безусловно. А если нет, то ученик отступает от главных требований к этой работе: не выдерживает стиль (публицистический), неверно определяет и формирует проблему, не соотносит авторскую позицию с действительностью и со своей точкой зрения, не может точно подобрать аргументы из литературы, не подводит логически к заключительной части.
Нужно помнить, что всё в этой работе должно быть выдержано в жанре (рассуждение) и в стиле (публицистика): лексика, синтаксис, словообразовательные приёмы, выразительно-изобразительные средства, композиция.
Предлагаю вам канву, которая поможет создать сочинение по любому тексту. На эту канву наложите свой рисунок — получится рассуждение, выдержанное в заданном стиле, соответствующее по композиции.
Часть I — вступление. Вам нужно определить и сформулировать проблему, поставленную автором текста.
Есть вопросы, волнующие человечество на протяжении всей истории существования. В литературе это называется вечными темами. Именно о такой проблеме размышляет автор текста.
Часто предлагаемые темы:
·      ответственность за принятие решения;
·      выбор профессии;
·      дружба и друзья;
·      проявление человеческой сущности в различных жизненных обстоятельствах;
·      бесчеловечность войны;
·      проявление милосердия;
·      взаимоотношения учителя и учеников;
·      взаимоотношения родителей и детей;
·      охрана природы;
·      влияние творчества Пушкина (или другое имя) на личность читателя;
·      проблема потребительского отношения к жизни;
·      ценность жизни;
·      реализация таланта;
·      гордость и гордыня;
·      жестокость в мирное время;
·      увлечение компьютерными играми;
·      влияние примера в формировании личности.
Из списка проблем выбираете ту, которая поднята в данном тексте.
Часть II — комментарий.
Это явление действительно важное, оно волнует большинство, потому что каждому человеку приходится сталкиваться в жизни с (цитата из текста). Но не всегда люди находят понимание и помощь в решении своих проблем (цитата из текста).
Цитаты должны быть не объёмными, а короткими и подводить к последующему рассуждению.
Часть III — авторская позиция.
Автор убеждён, что... Эта позиция показывает, как он оценивает (поступок, поведение, случай, факт, взаимоотношения...). Его по-настоящему волнует это (событие, явление, случай...).
В первом предложении хорошо привести цитату, выражающую авторскую точку зрения.
Часть IV — позиция пишущего сочинение.
Мне близка позиция (Я разделяю точку зрения) автора (писателя, имя): я принимаю близко к сердцу проблемы (какие именно). Невозможно оставаться равнодушным, когда (о том, что в тексте). От каждого из нас зависит, как сложится (что именно — по тексту).
Часть V — аргумент № 1 (из литературного произведения).
В романе Л. Толстого «Война и мир» найдёте развитие всех проблем, кроме компьютерных технологий и гаджетов. Так и пишите, но содержание надо знать.
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» особое место отводит проблеме... Его герои проявляют (милосердие, истинное благородство, патриотизм, терпение, любовь к ближнему, героизм...). Выбираем нужное.
Описываете эпизод из произведения, доказывающий вашу мысль.
Часть VI — аргумент № 2 (из собственных наблюдений).
У меня не очень большой жизненный опыт, но могу сказать, что по сути в человеческих отношениях, поступках ничего не изменилось. Мне запомнился случай (рассказать о нём кратко и выразительно). К какому выводу вы пришли?
Пишете свои наблюдения по вопросу темы. Помните, что впечатления эти лично ваши и ваше отношение к человеку, событию, явлению.
Часть VII — вывод. Посмотрите на начало сочинения, свяжите его с выводом.
Тема (назовите тему) остаётся актуальной и в наши дни, потому что людей волнует (что именно). Каждому из нас нужно (по теме). От этого зависит, каким будет наше время и будущее.

Теперь применим эту канву к заданному тексту.

Есть вопросы, волнующие человечество на протяжении всей истории существования. В литературе это называется вечными темами. Именно о такой проблеме размышляет автор текста: восприятие времени человеком и разумное обращение с ним.
Время — категория философская, явление важное, волнующее всех и каждого. Людям приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда «время мчится» или, наоборот, «замирает». Всё это зависит от того, что происходит с человеком в жизни, может ли он найти понимание и получить помощь в решении своих проблем.
Автор убеждён, что с возрастом люди ощущают время по-другому: в детстве, в возрасте беззаботности, беспечности, его не ощущаешь, пожилые его ход чувствуют всё острее. Он признаётся, что «не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...». Его по-настоящему волнует это, потому что всё в мире необратимо.
Мне близка позиция автора: я принимаю близко к сердцу проблемы, возникающие от нехватки времени, и сочувствую пожилым людям, которые жалеют что чего-то важного не успели сделать. Невозможно оставаться равнодушным, когда умные, талантливые люди тратят время на пустяки. От каждого из нас зависит, как мы распорядимся отпущенным нам веком.
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» показывает своих героев в развитии, их изменение с течением времени. Находясь в окружении светских бездельников, Андрей Болконский вообще не заметил, что мир вокруг меняется, живёт своей жизнью. Оказавшись в настоящем деле, лицом к лицу с врагом на поле боя, князь взрослеет, проживает годы за короткое время боёв, испытаний, разочарований. Он ценит каждую отпущенную ему минуту, хочет наполнить время полезной деятельностью для своих родных и для страны. Ощущение быстротечности времени приходит к нему, когда осознание себя взрослым отделяет истинные ценности от ложных.
У меня небольшой жизненный опыт, но могу сказать, что по сути в человеческих отношениях и поступках ничего не изменилось. Мой дедушка рассказывал, как трудно делал он свою карьеру: приходилось учиться и работать одновременно, так как его отец погиб на войне. Он ценил каждую минуту, ограничивал себя в развлечениях, мало отдыхал, хотя был молод. Он ценил время, и оно работало на него. Дедушка стал хорошим специалистом, выучил своих детей, сейчас заботится о внуках. Он пример для нас. Мы тоже стараемся разумно распределять время. А дедушка говорит, что «время бежит, как чемпион-олимпиец».
Тема ощущения времени, разумного обращения с ним актуальна всегда. Один успевает добиться многого, а другой проводит дни в праздности. А когда старость подходит, оглянуться не на что, ведь время пролетело. От нас зависит, каким будет настоящее и будущее.

Советы
В экзаменационных вариантах нет заданий повышенной трудности — они все рассчитаны на среднего ученика. В чём трудность? Почему некоторые задания ставят ученика в тупик?
Экзаменационный материал включает темы 5 — 11 классов. Это большой объём, большой период времени изучения тем. Трудно вспомнить всё, систематизировать, отработать, особенно при предельно малом количестве часов русского языка в учебных планах старших классов. Этим нужно заняться вплотную в 10м классе, в крайнем случае с самого начала 11го класса. У каждого свои пробелы в знаниях. Хорошо провести несколько контрольных срезов индивидуально, чтобы эти пробелы обнаружить и основательно отработать этот материал. Хорошо использовать алгоритм выполнения разных заданий.
Чтобы подготовиться к сочинению, нужно читать тексты, формулировать письменно проблему. Упражняться постоянно.
Научиться выделять в тексте точку зрения автора, формулировать её, сопровождая цитатами. Письменно.
Научиться формулировать свою точку зрения и обосновывать её. Письменно.
Читать всё по литературе хотя бы в 10м, 11м классах. Универсальное произведение — роман Л. Толстого «Война и мир». При этом необходимы навыки анализа текста, чтобы грамотно ссылаться на него. Письменно.
Научиться рассказывать о случае из личной практики применительно к экзаменационному заданию. Письменно.
Это поможет правильно, рационально построить свою работу на экзамене, организовать себя, расходовать время разумно.

Показывать свои записи учителю, чтобы выслушать замечания и исправить недочёты. Это поможет справиться с экзаменом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...