суббота, 6 мая 2017 г.

ПОПРОБУЕМ СДАТЬ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Часть 1 (задания 1 — 7)

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Комментарий. Задания 1 — 3 выполняются на основе текста публицистического стиля небольшого объёма.

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3

(1) Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2) _____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3) Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.


1     В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.
2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.
3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.
4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.
5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

Комментарий. Задание 1 требует внимательного прочтения текста два раза. При первом чтении вникаете в смысл, при втором находите главную информацию. Она должна быть достаточно полной и точной. Такая информация содержится в предложениях 3 и 5: именно в них сообщается обо всех целях путешествий в античные времена.

Ответ: 35

2     Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Так как
2. Однако
3. К счастью,
4. Кажется,
5. По-видимому,

Комментарий. Задание 2 требует установить средство связи между предложениями 1, 2. Отношения между ними противопоставительные. Значит, следует использовать противительный союз «однако».
Если сомневаетесь в выборе слова, попробуйте на месте пропуска поставить другие из предлагаемых слов. Вы увидите, что ни одно из них не подходит для соединения этих предложений.

Ответ: однако

3     Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ́, -и, вин. зе́млю, мн. зе́мли, земе́ль, зе́млям,
1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. — планета людей.
2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).
3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.
4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.
5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.
6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на
землю. Аренда земли.

Комментарий. Задание 3 требует знания лексики, а именно — многозначных слов, каким и является слово «земля». Чтобы определить, в каком именно значении оно употреблено, обратитесь к тексту, уясните смысл выражения: «завоёвывать новые земли». Какие земли завоёвывают? Чужие. Посмотрите на варианты ответа: в одном из них (5) есть подсказка.

Ответ: 5

4     В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бралАсь
углубИть
прИданое
досУг
корЫсть

Комментарий. Идём дальше. Задание 4 относится к орфоэпии — правилам произношения. В данном случае требуется знание норм ударения. Если затрудняетесь сразу определить слово с ошибкой, попробуйте отметить и исключить те,  произношение которых точно знаете. Вы выберете то, что является ответом. Кажется, задание совсем простое, но многие делают в нём ошибки. Нормы нужно просто знать.

Ответ: прида́ное

5     В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.
2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.
3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.
4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.
5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

Комментарий. Задание 5 относится к стилистике. Предлагается выбрать пример с ошибкой: использование слова в несвойственном ему значении. Путаница возникает из-за наличия в языке паронимов, которые близки по произношению и написанию, но имеют абсолютно разные значения. Если затрудняетесь сразу определить, где ошибка, попробуйте заменить это слово синонимом (синонимами) и посмотрите, как оно себя ведёт. Если синоним подходит, то и данное слово употреблено верно, а если нет, здесь ошибка. Пройдёмся по заданным предложениям.
1.    ЖИТЕЙСКИХ — бытовых, будничных. Синонимы подходят, значит, слово употреблено верно.
2.    (Лес) ОДЕВАЕТ (горы) — покрывает — верно.
3.    ЭСТЕТИЧНЫ — изысканны, нежны — верно.
4.    АРТИСТИЧНАЯ — игривая, одарённая (карьера)? Неверно. Правильно: артистическая.
5.    ЛАКОВЫЕ (ботинки) — блестящие, покрытые лаком — верно.

Ответ: артистическая

6     В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА
ВКУСНЫЙ фрукт
ПЯТЕРО ягнят
плантации ЧАЯ
килограмм ВАФЕЛЬ

Комментарий. Задание 6 на знание грамматики, правил соединения слов.
ИЗ ЧЕМПИОНАТА, то есть изнутри откуда-то, как из дома, из машины, из книги, из головы... Здесь ошибка. Правильно: с чемпионата.

Ответ: счемпионата

7     Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.


6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.


7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».


8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.


9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Комментарий. Задание 7 на знание грамматики. Но здесь даются не словосочетания, а предложения. Из 9 предложений в 5 есть грамматические ошибки. Левая колонка называет виды ошибок, а правая даёт предложения для анализа.
А) Предложение с деепричастным оборотом, построенное с нарушением грамматических норм. Нам предлагаются 2 предложения с деепричастными оборотами (2, 3). Мы знаем, что деепричастный оборот обозначает добавочное действие, относится к действующему предмету. В 3м предложении действующий предмет — это «мы». Мы попали в архив и искали. Здесь всё верно. Во 2м предложении грибница собирала грибы и не должна быть повреждена. Абракадабра какая-то. Ошибка в предложении 2.
Б) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Мы имеем 2 предложения с названиями изданий (1, 7). Знаем, что слова «журнал», «газета», «роман», «книга», «фильм»... в такой ситуации изменяются по падежам, а названия их употребляются в именительном падеже. Это правило соблюдается в 1м предложении, а в 7м — нет. Должно быть так: о журналах «Звезда» и «Ленинград». Ошибка в предложении 7.
В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Они должны употребляться в одних грамматических формах. Чтобы упростить работу, исключаем предложения 1, 2, 3, 7: мы уже поработали с ними. Идём по порядку:
4е — автор описывает. Верно;
5е — детский сад был открыт. Верно;
6е — каждый будут совершать покупки. Здесь подлежащее употреблено в единственном числе, а сказуемое — во множественном. Ошибка в предложении 6.
Г) Неправильное употребление падежной формы с предлогом. У нас остались предложения 4, 5, 8, 9.
В 4м предложении слово с предлогом: путешествие на Кавказ. Здесь всё правильно.
В 5м предложении: открыт благодаря поддержки (чего? родительный падеж). Это неверно. Правильно: благодаря поддержке (чему? дательный падеж). С производным предлогом «благодаря» употребляется только дательный падеж. Ошибка в предложении 5.
Д) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. Глаголы в предложении употребляются в зависимости от описываемой ситуации. Одновременные действия могут быть названы глаголами одного вида и времени.
Значит, мы должны найти среди оставшихся предложение с несколькими глаголами. Это предложение 9. Глаголы: (учитель) выслушал(прошедшее время, совершенный вид), смотрел(прошедшее время, несовершенный вид), захохотал(прошедшее время, совершенный вид). Ошибка: 2 глагола употреблены в форме прошедшего времени, совершенного вида, а 1 глагол в форме прошедшего времени, несовершенного вида.


Ответ: 27659

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...