Часть 1
Ответами
к заданиям 1 — 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов,
чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных
символов.
Комментарий. Задания 1 — 3 выполняются на основе текста
публицистического стиля небольшого объёма.
Прочитайте
текст и выполните задания 1 — 3
(1)
Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше,
чем наших современников. (2) _____ праздно тогда не странствовали, привычных
нашему времени туристов тогда не было. (3) Греки и римляне отправлялись в путь,
чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных
состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать,
а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.
1 В каких из приведённых ниже предложений
верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1.
Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты
— завоёвывать новые земли.
2.
Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к
святым местам.
3.
Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными
странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать,
завоёвывать новые земли.
4. В античные
времена привычных нашему времени туристов не было.
5. Возможностью принять участие в
спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными
странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских
путешественников.
Комментарий. Задание 1 требует внимательного прочтения текста
два раза. При первом чтении вникаете в смысл, при втором находите главную
информацию. Она должна быть достаточно полной и точной. Такая информация
содержится в предложениях 3 и 5: именно в них сообщается обо всех целях
путешествий в античные времена.
Ответ: 35
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний
слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Так как
2. Однако
3. К счастью,
4. Кажется,
5. По-видимому,
Комментарий. Задание 2 требует установить средство связи между
предложениями 1, 2. Отношения между ними противопоставительные. Значит, следует
использовать противительный союз «однако».
Если сомневаетесь в выборе слова,
попробуйте на месте пропуска поставить другие из предлагаемых слов. Вы увидите,
что ни одно из них не подходит для соединения этих предложений.
Ответ: однако
3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в
которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово
употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую
этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ́, -и, вин. зе́млю, мн. зе́мли, земе́ль, зе́млям,
1.
(в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы,
вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. — планета людей.
2.
Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле
увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей,
жителей острова).
3.
Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на
землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.
4.
Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком
и глиной.
5.
Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.).
Родная з. Русская з. Чужие земли.
6.
Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании.
Собственность на
землю.
Аренда земли.
Комментарий. Задание 3 требует знания лексики, а именно —
многозначных слов, каким и является слово «земля». Чтобы определить, в каком
именно значении оно употреблено, обратитесь к тексту, уясните смысл выражения: «завоёвывать
новые земли». Какие земли завоёвывают? Чужие. Посмотрите на варианты ответа: в
одном из них (5) есть подсказка.
Ответ: 5
4 В одном из приведённых ниже слов допущена
ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Выпишите это слово.
бралАсь
углубИть
прИданое
досУг
корЫсть
Комментарий. Идём дальше. Задание 4 относится к орфоэпии —
правилам произношения. В данном случае требуется знание норм ударения. Если
затрудняетесь сразу определить слово с ошибкой, попробуйте отметить и исключить
те, произношение которых точно знаете.
Вы выберете то, что является ответом. Кажется, задание совсем простое, но многие
делают в нём ошибки. Нормы нужно просто знать.
Ответ: прида́ное
5 В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Всю дорогу
говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.
2. Хвойный
мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.
3.
Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при
всяком несколько грубом прикосновении.
4. АРТИСТИЧНАЯ
карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.
5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках,
мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых
ветвей, так и норовивших ударить по лицу.
Комментарий. Задание 5 относится к стилистике. Предлагается
выбрать пример с ошибкой: использование слова в несвойственном ему значении.
Путаница возникает из-за наличия в языке паронимов, которые близки по
произношению и написанию, но имеют абсолютно разные значения. Если
затрудняетесь сразу определить, где ошибка, попробуйте заменить это слово синонимом
(синонимами) и посмотрите, как оно себя ведёт. Если синоним подходит, то и
данное слово употреблено верно, а если нет, здесь ошибка. Пройдёмся по заданным
предложениям.
1.
ЖИТЕЙСКИХ —
бытовых, будничных. Синонимы подходят, значит, слово употреблено верно.
2.
(Лес) ОДЕВАЕТ (горы)
— покрывает — верно.
3.
ЭСТЕТИЧНЫ — изысканны,
нежны — верно.
4.
АРТИСТИЧНАЯ — игривая,
одарённая (карьера)? Неверно. Правильно: артистическая.
5.
ЛАКОВЫЕ (ботинки)
— блестящие, покрытые лаком — верно.
Ответ: артистическая
6 В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
возвращается ИЗ
ЧЕМПИОНАТА
ВКУСНЫЙ фрукт
ПЯТЕРО ягнят
плантации ЧАЯ
килограмм ВАФЕЛЬ
Комментарий. Задание 6 на знание грамматики, правил соединения
слов.
ИЗ ЧЕМПИОНАТА, то есть изнутри
откуда-то, как из дома, из машины, из книги, из головы... Здесь ошибка.
Правильно: с чемпионата.
Ответ: счемпионата
7 Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
А)
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
|
1) В газете
«Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
|
Б) нарушение в
построении предложения с несогласованным приложением
|
2) Собирая в
лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
|
В) нарушение
связи между подлежащим и сказуемым
|
3) Попав в
городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
|
Г)
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
|
4) В своих
дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
|
Д) нарушение
видовременной соотнесённости глагольных форм
|
5) Детский сад
был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
|
6) Если каждый
из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит
процветать.
|
|
7) А. Ахматова
так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
|
|
8) Чаще
питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
|
|
9) Не торопясь
и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.
|
Ответ
запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Комментарий. Задание 7 на
знание грамматики. Но здесь даются не словосочетания, а предложения. Из 9
предложений в 5 есть грамматические ошибки. Левая колонка называет виды ошибок,
а правая даёт предложения для анализа.
А) Предложение с деепричастным
оборотом, построенное с нарушением грамматических норм. Нам предлагаются 2
предложения с деепричастными оборотами (2, 3). Мы знаем, что деепричастный
оборот обозначает добавочное действие, относится к действующему предмету. В 3м
предложении действующий предмет — это «мы». Мы попали в архив и искали. Здесь
всё верно. Во 2м предложении грибница собирала грибы и не должна
быть повреждена. Абракадабра какая-то. Ошибка в предложении 2.
Б) Нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением. Мы имеем 2 предложения с названиями
изданий (1, 7). Знаем, что слова «журнал», «газета», «роман», «книга», «фильм»...
в такой ситуации изменяются по падежам, а названия их употребляются в именительном
падеже. Это правило соблюдается в 1м предложении, а в 7м —
нет. Должно быть так: о журналах «Звезда» и «Ленинград». Ошибка в предложении
7.
В) Нарушение связи между подлежащим
и сказуемым. Они должны употребляться в одних грамматических формах. Чтобы
упростить работу, исключаем предложения 1, 2, 3, 7: мы уже поработали с ними.
Идём по порядку:
4е
— автор описывает. Верно;
5е
— детский сад был открыт. Верно;
6е
— каждый будут совершать покупки.
Здесь подлежащее употреблено в единственном числе, а сказуемое — во
множественном. Ошибка в предложении 6.
Г) Неправильное употребление
падежной формы с предлогом. У нас остались предложения 4, 5, 8, 9.
В 4м
предложении слово с предлогом: путешествие на Кавказ. Здесь всё правильно.
В 5м
предложении: открыт благодаря поддержки (чего? родительный падеж). Это неверно.
Правильно: благодаря поддержке (чему? дательный падеж). С производным предлогом
«благодаря» употребляется только дательный падеж. Ошибка в предложении 5.
Д) Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм. Глаголы в предложении употребляются в
зависимости от описываемой ситуации. Одновременные действия могут быть названы
глаголами одного вида и времени.
Значит,
мы должны найти среди оставшихся предложение с несколькими глаголами. Это
предложение 9. Глаголы: (учитель) выслушал(прошедшее время, совершенный
вид), смотрел(прошедшее время, несовершенный вид), захохотал(прошедшее
время, совершенный вид). Ошибка: 2 глагола употреблены в форме прошедшего
времени, совершенного вида, а 1 глагол в форме прошедшего времени, несовершенного
вида.
Ответ: 27659
Комментариев нет:
Отправить комментарий