среда, 14 июня 2017 г.

ПОЛИСЕМИЯ

Многозначность свидетельствует о широких возможностях словаря, новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость, выразительность.
Не все слова имеют несколько значений, но однозначных слов в русском языке немного, прежде всего это термины и слова с узко предметным значением (бинт, лекция, интеграл, сухогруз, компас).
Многозначность слова определяется в контексте.

Земля вращается вокруг Солнца. Земля — планета солнечной системы.
Сколько чудес на земле! Земля — место жизни и деятельности людей.
Мальчишка на мачте закричал: «Земля! Земля показалась!» Земля — суша, в отличие от водного и воздушного пространства.
Земля в этих краях плодородная. Земля — почва, грунт.
Откуда есть пошла Русская земля? Земля — границы страны, государства.
Это земли помещика Плюшкина. Земля — надел, угодья.
Со временем на земле появляются глубокие трещины и происходит смещение. Земля — земная кора, геологические слои.
Д. И. Менделеев систематизировал химические элементы, находящиеся во всех природных средах, — в земле, воздухе, воде. Земля — недра, глубинные слои.
Мечтаю последние дни прожить на родной земле. Земля — родина.


Многозначность обеспечивает жизнь словом в фольклоре: в пословицах, сказках, песнях, былинах, фразеологизмах.

Витать между небом и землёй; сквозь землю провалиться; за тридевять земель; земли под собой не чует; земля горит под ногами; из-под земли достать; на краю земли; предать земле; пуп земли; рыть землю носом. Это только то, что пришло на память в одну минуту.

Разные значения слов приводятся в толковых словарях: первое — основное значение (прямое, первичное), а остальные — производные (переносные, вторичные). Слово, взятое изолированно, воспринимается в основном значении, в котором чаще всего употребляется в речи. Например, глагол идти в русском языке может получать в речи более сорока значений, но главное приходит на ум первым — передвигаться, ступая ногами.

Ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой.
Три дня беспрерывно идёт снег. (падает)
Ничего не идёт в голову. (никакие мысли не появляются)
Работа идёт своим чередом. (выполняется)
Поля идут до самого горизонта. (тянутся)
Часы идут исправно. (работают)
Идёт война народная. (продолжается)
Тропинка идёт до самой речки. (пролегает)
Слухи идут скорее, чем сами дела. (распространяются)
Пар идёт от котелка с чаем. (исходит)
Ради счастья детей идут на всё. (готов)
Как торги идут у вас? (происходит процесс)
Вам идёт мундир. (к лицу)

Использование многозначных слов в речи — это неисчерпаемый источник выразительности. Иногда они выражают сразу два значения: прямое и переносное. Такая игра слов называется каламбуром.

Весна любого с ума сведёт: лёд — и тот тронулся.
Дети — цветы жизни, но не давайте им распускаться.

Каламбуры украшают остроумную беседу, делают её живой, выразительной.

Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.
Нулей, которые знают своё место, — считанные единицы.
Не бросайтесь словами: соблюдайте технику безопасности.
Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.
Жаль, что и близкие иногда бывают недалёкими.

Многозначность слов даёт повод к неправильному истолкованию фраз:
Все ребята — на вечернем костре лагеря.
Мы увидели во дворе разбитые цветники.
После матча стало ясно, что защита нашей команды хромает.
Вечер, посвящённый русскому языку, будет проведён в субботу утром.
После тяжёлых боёв копыта у крестоносцев были в крови.
У Гоголя каждое действующее лицо имеет своё лицо.
Наши ребята привыкли всё хорошее брать друг у друга.
В выходной мы пойдём на выставку в музей, постарайтесь вынести оттуда самое ценное и интересное.
Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.

Нельзя с многозначными словами обходиться небрежно. Каждое значение уместно в определённом контексте.
И многословие, и лексическая недостаточность, и неверное использование многозначных слов — грубые ошибки. Как избежать их? Возможно ли этого добиться в условиях современной школы? Думаю, нет. Чтобы выработать навык, необходимо многократное упражнение — это действует и в спорте, и в искусстве, и в любом технологическом процессе. В старших классах, когда изучается стилистика и культура речи, на русский язык отводится 1 час в неделю. При этом нужно уделить время повторению всех разделов, так как предстоит сдача ЕГЭ. Экзаменационные тесты включают задания по орфографии, синтаксису, словообразованию, морфологии, лексике, орфоэпии, стилистике, пунктуации, культуре речи. Кроме того, надо написать сочинение, а эта работа требует навыков анализа текста.

Возможна ли полноценная подготовка при одном часе в неделю? Есть ли логичное, разумное объяснение такому подходу к изучению русского языка? Ведь все научные истины, самые сильные чувства, новейшие технологии требуют найти слово для их названия, и никуда от этого не деться. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», — Н. В. Гоголь. Будем спорить с классиком?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...