Экономное, точное выражение мысли —
важнейшее требование стилистики, которое, к сожалению, так часто не
выполняется. Кажется, что проще — скажи главное и не повторяйся, чтобы была
ясность. На самом же деле, высказаться полно и в то же время кратко не так
просто. Максим Горький признавался: «Крайне трудно найти точные слова и
поставить их так, чтобы немногим было сказано много, «чтобы словам было тесно,
мыслям просторно». Французский учёный, философ и писатель Блез Паскаль заметил:
«Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». В этом
парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность и беспомощность
автора обычно приводит к многословию, а краткости и точности можно добиться
напряжённой работой со словом.
Многословие является
типичной ошибкой в устной и письменной речи как детей, так и взрослых.
Обратимся к школьным сочинениям.
Силы
«тёмного царства» объединились воедино против бросившей им вызов натуры, стремящейся
вырваться из мира диких и кабановых.
Глаголом объединились уже названо действие, которое не требует уточнения,
поэтому воедино — лишнее слово.
Жители
города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью.
Три однокоренных слова — это тавтология.
Очистим предложение: «Калиновцы живут безрадостно, однообразно.» или «Жизнь
калиновцев безрадостна, однообразна.»
Это
явление является признаком...
Это явление — признак...
Безупречный
в деле служения своему делу...
Безупречный в служении делу...
Умножили
во много раз...
Увеличили многократно...
Мы
решили возобновить вновь...
Мы решили возобновить...
Обратим внимание на плеоназм,
разновидность многословия, когда употребление второго слова неуместно вообще,
так как оно по смыслу повторяет первое:
главная суть — суть — это и есть главное;
ценные сокровища — сокровища и есть ценности;
тёмный мрак — мрак и есть темнота;
вернуться
обратно — вернуться
можно только обратно;
упал
вниз — падать вверх
невозможно;
топал
ногами — чем же ещё
топать?
жестикулируя
руками — чем же
жестикулировать?
страсть к графомании — мания и есть страсть.
Речевую избыточность порождает и
соединение заимствованного слова с русским, дублирующим его значение:
памятный
сувенир
— сувенир — подарок на память; получается: «памятный подарок на память»;
необычный
феномен
— феномен — исключительный, необычный;
движущий
лейтмотив
— лейтмотив — движущая сила;
своя
автобиография
— автобиография — собственная биография;
мизерные
мелочи
— мизерные — очень мелкие;
ведущий
лидер
— лидер — вожак;
ответная
контратака
— контратака — ответная атака;
народный
фольклор
— фольклор — народное творчество.
В художественных произведениях плеоназмы
используются для усиления выразительности речи.
Не
оборачивайся, Эвридика, назад,
в провал
беспамятного сна.
П. Антокольский
Этот же приём наблюдаем и в фольклоре: грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян,
горе горькое, всякая всячина. Но эти сочетания органично вписываются в
текст произведения, соответствуют стилю.
В
иронических, сатирических выражениях используют тавтологические сочетания, создавая
комичную ситуацию.
Например, у Н. В. Гоголя: «Позвольте Вам этого не позволить».
У М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Писатель пописывает, а читатель почитывает».
У В. В. Маяковского: «Всё хорошо: поэт поёт, критик занимается
критикой».
Или вспомним надпись В. А. Жуковского на
портрете, подаренном А. Пушкину: «Победителю-ученику
от побеждённого учителя».
В каждом из этих примеров повтор слова
имеет особое значение, обращает внимание на личность, факт, комизм ситуации.
Это совсем не вызвано небрежностью или бедностью лексики.
Попробуйте найти и исправить ошибки в
предложениях:
В
прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.
Я
считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.
Сегодня
у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.
В
свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
Сочинение
списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать,
даже написал, что дал списать сочинение.
Павел
Власов целеустремлённо стремился к своей цели.
Ниловна
призывает народ бороться за народное дело.
Белинский
направил Некрасова на правильный и верный путь.
Нагульнов
предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и
промахи.
Наружная
внешность героини повести очень привлекательна.
Будьте внимательны. У Вас всё получится.
Речевая
недостаточность
— это пропуск слова, который нарушает стилистический и смысловой строй речи,
грамматические и логические связи слов. Иногда это искажает мысль и приводит к
абсурдности высказывания. Как понять объявления, которые мы видим во всех
учреждениях, учебных заведениях, поликлиниках? У кассы цирка: «Дети до пятилетнего возраста проходят в
цирк на руках»; на двери рентген-кабинета: «Делаем только срочные переломы»; в учреждении: «Страховая компания приглашает вас в любой
четверг для получения травмы». Не сразу и догадаешься, что маленьких детей
в цирке родители должны держать на руках, что рентгенологи могут сделать срочно
снимки переломов, а страховая компания готова выплатить деньги по условиям
договора в любой четверг.
Пропуск слова может стать причиной
алогизма — сопоставления несопоставимых понятий. Например: «Язык героев Шукшина резко отличается от других авторов». Язык
можно сравнивать только с языком, а авторов — с авторами. Или такое высказывание:
«Показатели первого исследования не
совпадают со вторым». С чем вторым? Показатели сравнивают только с показателями.
Происходит подмена понятий из-за пропуска слова, иногда высказывание выглядит довольно
странно. Например: «На выставке среди
экспонатов был и филателист из Омска». Но ведь не экспонировался, конечно,
сам собиратель марок, а представлена была его коллекция, альбом. Как Вам такое:
«Больные, не посетившие амбулаторию в
течение трёх лет, выкладываются в архив».
Речевую недостаточность следует отличать
от эллипсиса — стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске слова
для особой выразительности. Чаще всего это глаголы-сказуемые, передающие
движение: я за свечку, свечка — в печку;
зову, зову его, а он — за ворота. В этом случае нет необходимости
восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен, введение в
него уточняющих слов лишит его лёгкости, выразительности.
Попробуйте найти и исправить ошибки в
предложениях:
В
кабинете литературы висят великие писатели.
Павел
Власов купил гармошку и ходил с накрахмаленной грудью.
Я
уже сдала историю.
Татьяна
заняла первое место среди девушек второго разряда.
Её
голос похож на Тамару Синявскую.
Здесь
у нас висят художники-передвижники.
По
обеим сторонам дороги стояли виселицы, их наказали за бунт.
На
празднике были артисты, который прошёл весело.
На
столе была осетрина, икра, дичь, балык, пироги, они были весьма вкусны.
Будьте внимательны. У Вас всё получится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий