среда, 31 июля 2019 г.

ЕГЭ. В УСЛОВИЯХ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ


ЕГЭ по русскому языку в 2019 году сдавали 664 тысячи выпускников. Из них около 4 тысяч не набрали минимальные 24 балла для получения аттестата. Кроме того, 10 тысяч учеников не набрали 36 баллов, минимум для поступающих в вуз. Значит, для более 14 тысяч человек экзамен по русскому языку стал непреодолимым препятствием. Результаты говорят сами за себя. Какова же причина? Нерадивость учеников, низкий уровень преподавания, несовершенство учебных программ, учебников?.. Всё имеет место и в результате является причиной неудачи на экзамене.
Пройдём по заданиям ЕГЭ и посмотрим, насколько полно и достаточно экзаменационные вопросы включены в учебные программы.

Задания 1, 2 — это анализ текста: определение главной мысли (темы) и способов связи между предложениями.
Надо сказать, что работа с текстом системно не включена в программы и не предусмотрена в учебниках. Вы не найдёте таких заданий в них. Можно полагаться только на учителя, неравнодушного к судьбе учеников.
Задания 3, 5, 6 — определение лексического значения слова. Лексика — это раздел программы, представленный в 5-м классе. Далее системной работы в рамках этого раздела нет.
Задание 4 — нормы ударения. Если учитель серьёзно относится к своей работе, он уделяет этому внимание и время.
Задание 7 — образование грамматической формы слова. Это специально не выделено в программе и учебниках, а представлено как сопутствующие задания при изучении морфологии.
Задание 8 — нарушение грамматических норм в построении предложения. Включено в программы и учебники при изучении синтаксиса простого предложения, но практического материал недостаточно.
Задания 9—15 — правила орфографии, которые изучаются в 5, 6, 7 классах.
Следует отметить, что этому важному разделу уделяется недостаточно времени для качественного усвоения материала и формирования навыков. Некоторые правила в учебниках изложены неполно:

— написание приставок пре-, при-;
— буквы о, ё после шипящих;
— правописание слов с ъ;
— правописание сложный слов;
— правописание суффиксов в разных частях речи;
— правописание производных предлогов и союзов;
— правописание наречий.
Можно продолжить, но, думаю, этого достаточно, чтобы представить причины затруднений детей при выполнении этих заданий.
Задания 16—21 — правила пунктуации в простых и сложных предложениях. Материал сложный, серьёзный, требует отработки навыков определения структуры предложения, синтаксического членения, чтобы правильно расставить знаки. Но не надо сбрасывать со счетов, что в учебном плане 8-го класса всего 3 часа русского языка в неделю, а в учебном плане 9-го класса — 2. Когда же формировать эти навыки?
Задание 22 — работа с текстом. См. задания 1, 2.
Задания 23—25. Это стилистика. Чтобы справиться с заданиями, нужна постоянная работа с текстами на уроках и дома. Не стоит забывать, что в учебных планах 10, 11 классов русскому языку отводится 1 час в неделю. Это стилистика, культура речи, написание сочинений. И всё за 1 час в неделю, то есть за 33—36 часов в год.
Чтобы научиться писать сочинения, надо работать над этим постоянно, то есть не менее двух больших сочинений в месяц. Кроме того, надо упражняться в написании миниатюр на заданные темы. Тогда можно надеяться на положительный результат.

Выходит, что выпускники поставлены в условия непреодолимых препятствий. Поэтому родители вынуждены обращаться к репетиторам. Надо сказать, что дети, которые занимаются индивидуально, все нацелены на результат, они вникают в детали, задают вопросы, прекрасно усваивают материал. Все сдают экзамен на 90+ и поступают в престижные вузы Петербурга, Москвы, Европы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...