воскресенье, 23 июля 2017 г.

ИССЛЕДОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Постоянная кропотливая работа с текстами, чтение — это основа любого знания, образования вообще. Приобретённые навыки необходимо реализовать, и лучший выбор для этого — творческие работы с элементами исследования. Темы может предложить учитель, могут дети выбрать самостоятельно. Главное условия: должно быть интересно. Учитель во время работы над темой и консультант, и оппонент, и заинтересованный слушатель. Сообщение может быть представлено на факультативных занятиях по стилистике, на заседании НОУ, на мастер-классе педагога, может быть опубликовано в методическом издании. Зависит от постановки задачи.
Ученица 8го класса представила на занятии факультатива работу по интересной для неё теме. Вот эта работа. Первый опыт, первый шаг. Это самое сложное — начать, вовлечь, заинтересовать. Включение элементов творческой, исследовательской работы в учебный процесс в принципе меняет отношение к школьному предмету, своим способностям. Это формирует навыки, необходимые для дальнейшей учёбы в вузе, для самореализации. Поэтому и представляю эту маленькую работу.

За этим последовала доработка, продолжение изучения документов и выступление на научно-практических конференциях гимназии, города, на Российской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура», где получила диплом. Таких работ много. Надо быть рядом, поддерживать, подбрасывать дрова в костёр в виде новых вопросов. Всё получится. Не бойтесь начинать.



Реферат на тему:

«ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ИВАНА ГРОЗНОГО
В ЛЕКСИКЕ И СТИЛИСТКЕ ЕГО ПЕРЕПИСКИ»

Исследователь: Юлия К.


Я взяла эту тему, потому что мне интересна личность Ивана Грозного. Это человек необыкновенный, наделённый многими талантами, выдающимся умом. Обладая гибкостью ума, силой характера, он стремился максимальную пользу принести Отечеству. Действия его были решительны, масштабны и зачастую противоречивы. Сама фигура исторического деятеля, человека неоднозначна и противоречива. В ней сосуществует страдание и жестокость, набожность и безбожие, эмоциональность и бесчувственность, размах и мелочность, отчаянная смелость и страх. Эти противоречия терзали его душу, не давали покоя, рождали подозрительность, толкали к поступкам, которые были страшным грехом и преступлением.
О личности Ивана Грозного написаны монографии, научные исследования, ему посвящены поэмы, картины. Он всегда был загадкой, которую учёные, поэты, художники пытались разгадать.
Я решила обратиться к переписке Ивана Грозного, так как считаю, что в языке выражается и отражается душа человека, его состояние в моменты покоя, страданий, решительных действий, сомнений.
В этом отношении мне показалась интересной переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Чтобы понять смысл писем царя, необходимо привлечь тексты его писем и писем «государева изменника» Курбского. Я взяла для анализа четыре текста: два из Первого послания Ивана Грозного Курбскому, один — из послания государя изменнику в Кирилло-Белозерский монастырь и один — из Послания Курбского государю.
                                                          
Первое послание Ивана Грозного Курбскому

Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против Бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом! Сбылось на тебе сказанное: «Кто думает, что он имеет, всего лишится»1. В том ли твоё благочестие, что ты погубил себя из-за своего себялюбия, а не ради Бога? Могут же догадаться находящиеся возле тебя и способные к размышлению, что в тебе — злобесный яд: ты бежал не от смерти, а ради славы в той кратковременной и скоротекущей жизни и богатства ради. Если же ты, по своим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно погибнуть, ибо это не смерть, а дар благой? В конце концов всё равно умрёшь. Если же ты убоялся смертного приговора по навету, поверив злодейской лжи твоих друзей, слуг сатаны, то это и есть явный ваш изменнический умысел, как это бывало в прошлом, так и есть ныне. Почему же ты презрел слова апостола Павла, который сказал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имущему; нет власти, кроме как от Бога; тот, кто противится власти, противится Божиему повелению»2? Посмотри на это и вдумайся: кто противится власти — противится Богу; а кто противится Богу, тот именуется отступником, а это наихудшее из согрешений.

1 Неточное цитирование Евангелия: «...ибо всякому имеющему дастся, а у неимеющего отнимется и то, что имеет...».
2 Неточное цитирование Евангелия: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божиему установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение».

Второе послание Ивана Грозного Курбскому

Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий хуже кала? Или, по-твоему, правильно поступили твои злобесные единомышленники, сбросившие монашеские одежды и воюющие против христиан? Или готовитесь ответить, что это было насильственное пострижение? Но не так это, не так! Как говорил Иоанн Лествичник1: «Видел я насильственно обращённых в монахи, которые стали праведнее, чем постригшиеся добровольно». Что же вы этому слову не последовали, если благочестивы? Много было насильно постриженных и получше Тимохи даже среди царей, а они не оскверняли иноческого образа.

1 Византийский святой (ум. между 650 — 680 гг.), церковный писатель, автор «Лествицы, возводящей к небесам».

Послание Андрея Курбского Ивану Грозному

Хотел перечислить по порядку все ратные подвиги мои, которые совершил я во славу твою, но потому не называю их, что Бог их ещё лучше ведает. Он ведь за всё это воздаст, и не только за это, но и за чашу воды студёной. И ещё <...> говорю тебе при этом: уже не увидишь, думаю, лица моего до Дня Страшного Суда. И не надейся, что буду я молчать обо всём: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя перед Безначальной Троицей, в которую я верую, и призываю на помощь Херувимского Владыки Мать — надежду мою и Заступницу, Владычицу Богородицу, и всех святых, избранников Божиих, и государя моего, князя Феодора Ростиславича.
Не думай <...> и не помышляй в заблуждении своём, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины и заточены и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно лёгкой победой похваляясь: казнённые тобой, у престола Господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточённые же и несправедливо изгнанные тобой из страны, взываем день и ночь к Богу, обличая тебя. Хотя и похваляешься ты постоянно в гордыне своей, в этой временной и скоропреходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительнейшие казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его, вместе со вторящим тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими душу твою и тело, которые детьми своими жертвуют, превзойдя в этом жрецов Крона.

Послание Ивана Грозного Андрею Курбскому в Кирилло-Белозерский монастырь

Увы мне, грешному! Горе мне окаянному! Ох мне, скверному! Кто я такой, чтобы покушаться на такое величие? Молю вас, господа и отцы, ради Бога, откажитесь от этого замысла. Я и братом вашим называться недостоин, но считайте меня, по Евангельскому Завету, одним из ваших наёмников. И поэтому, припадая к вашим святым ногам, умоляю, ради Бога, откажитесь от этого замысла. Сказано ведь в Писании: «Свет инокам — ангелы, свет мирянам — иноки»1. Так подобает вам, нашим государям, нас, заблудившихся во тьме гордости и находящихся в смертной обители обманчивого тщеславия, чревоугодия и невоздержания, просвещать. А я, пёс смердящий, кого могу учить и чему наставлять и чем просветить? Сам вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе, как говорит великий апостол Павел: «Ты уверен, что ты путеводитель слепым, свет для находящихся во тьме, наставник невеждам, учитель младенцам, имеющий в законе образец знания и истины: как же, уча другого, не учишь себя самого?»
А Хабаров просит меня перевести его в другой монастырь, но я не стану содействовать его скверной жизни. Видно, уж очень надоело! Иноческое житие — не игрушка. Три дня в чернецах, а седьмой монастырь меняет! Пока он был в миру, только и знал, что образа одевать в оклады, переплетать книги в бархат с серебряными застёжками и жуками <...> А ныне ему с братией вместе есть тяжело! Надо молиться на чётках не по скрижалям каменным2, а по скрижалям сердец телесных! Я видел — по чёткам матерно бранятся! Что в тех чётках? Нечего мне писать о Хабарове, — пусть как хочет, так и дурачится. А что Шереметьев говорит, то его болезнь мне известна: так ведь не для всякого же лежебоки нарушать святые правила.
                                                    
1 Неточное цитирование Иоанна Лествичника. В «Лествице...» так: «Свет монахам суть Ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие».
2 Две каменные доски, на которых Господь начертал 10 заповедей Закона Божия.

Что же объединяет разные отрывки, принадлежащие перу Ивана Грозного?
Сразу бросается в глаза частое обращение для подтверждения своих суждений к Священному Писанию и церковным авторитетам. Все эти тексты содержат обличения и поучения, высказанные в духе резких и напористых требований:
Если же ты, по своим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно погибнуть, ибо это не смерть, а дар благой? (1); Что же вы этому слову не последовали, если благочестивы? (2); Надо молиться на чётках не по скрижалям каменным, а по скрижалям сердец телесных! (4)
Даже в покаянном начале четвёртого отрывка есть такая несколько «учительная, а не просительная» фраза:
Так подобает вам, нашим государям, нас, заблудившихся во тьме гордости и находящихся в смертной обители обманчивого тщеславия, чревоугодия и невоздержания, просвещать.
Эти отрывки проникнуты напряжённой эмоциональностью, которая создаётся разными средствами: лексическими — употреблением оценочных слов с отрицательным значением, в том числе и низкого стиля, даже ругательных (злобесный, отступник (1), собака, злодейство, злобесный (2), грешный, окаянный, скверный, дурачится, лежебока (4); синтаксическими — частым использование вопросительных и отрицательных конструкций, в том числе и риторических (в первом отрывке таких предложений из 9 — 4, во втором — из 8 — 6, в четвёртом: 1-я часть — из 10 — 6, 2-я часть — из 11 — 6, т. е. в среднем больше половины).
Всё это говорит о том, что перед нами не просто частное послание, но так называемое «открытое письмо», предназначенное для чтения не только адресатом, но и более широким кругом людей, в основном противников Грозного, которых нужно убедить в правильности авторской позиции и обличить при этом тех, кому направлены эти послания. Таким образом, перед нами произведения публицистического стиля.
Отрывок, принадлежащий перу князя Курбского, написан в том же жанре. Но этот текст гораздо менее эмоциональный; он более рассудительный, риторичный, изящный, хотя написан также с целью обличения. Перед нами ритмическая проза с длинными предложениями, наплывающими друг на друга обособленными конструкциями, рядами однородных членов, осложнёнными придаточными предложениями или обособленными членами. Курбский тоже апеллирует к Богу, но в его послании нет обильного цитирования священных текстов, хотя есть лексические пересечения с отрывками из произведений Грозного, например: в гордыне своей; в этой временной и скоропреходящей жизни.
Дело в том, что в каждом из отрывков проявляются как бы разные стороны личности царя.
В первом фрагменте перед нами благочестивый, рассудительный человек, довольно спокойно наставляющий отступника, желая ему прежде всего блага, которого он может достигнуть путём исправления. Он обращается к нему с такими словами: пойми же, несчастный... посмотри на это и вдумайся... Он разъясняет, поучает, проповедует, опираясь на тексты Священного Писания. В отрывке много книжных слов и оборотов, ориентированных на церковные тексты: презрел нетленную славу; против Бога восстал; низвергся душой и телом; праведен и благочестив; безвинно погибнуть; дар благой; убоялся и т. д. Предложения в основном длинные, сложные, с пояснительными и причинно-следственными отношениями.
Автор второго фрагмента — раздражённый, несдержанный человек, не терпящий никаких возражений. Предложения не длинные, характерные для разговорной речи; рядом стоят слова книжного, высокого стиля и разговорные, даже бранные: собака; смердящий, хуже кала; злобесные единомышленники; получше Тимохи; иноческого образа.
В четвёртом фрагменте в первой его части перед нами предстаёт исступлённо кающийся грешник; теперь он сам уже пёс смердящий, скверный, грешный, окаянный. Но лик это или личина? Не являются ли слова нас, заблудившихся во тьме гордости и находящихся в смертной обители обманчивого тщеславия чревоугодия и невоздержания; вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе только привычными формулами покаяния? Почему он, говорящий о себе: кого могу учить и чему наставлять и чем просветить, в этом же тексте, но только в другом месте даёт такие ироничные и осуждающие характеристики: три дня в чернецах, а седьмой монастырь меняет; пусть как хочет, так и дурачится; так ведь не для всякого же лежебоки нарушать святые правила. И тон совсем иной: поучительный, высокомерный. Здесь используются и обороты церковной риторики (не по скрижалям каменным2, а по скрижалям сердец телесных), но в основном этот отрывок написан разговорным стилем (Видно, уж очень надоело; Иноческое житие — не игрушка; только и знал, что...; нечего мне писать о Хабарове; лежебока).
Как пишет Д. С. Лихачёв, «в своих посланиях Грозный постоянно играет какую-то роль. Стиль их меняется в зависимости от взятой на себя роли. От этого стиль его посланий очень разнообразен».
Игра в посланиях — отражение игры в жизнь. В них проявляется та же склонность к «переодеваниям» и «лицедейству».
Таким образом, лингвистический анализ текста помогает полнее увидеть личность царя Ивана Грозного, проникнуть в тайники его души. Душа — алтарь, высший суд, завещание потомкам, объединяющая сила. Никому не дано сломить, уничтожить, потому что не дано постигнуть.


Список литературы

1. Евангелие Мф. — СПб. — 1908.
2. Михалёв Д. С. Лекции об истории русской культуры. Т. 2. — М.: Академкнига. — 1958.
3. Новая иллюстрированная энциклопедия. Т. 2. — М.: Наука. — 2001.
4. Сб. «Царь и «государев изменник» (переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским). — М. — 1993.

5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 6. — М.: Голос. — 1993.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...