Невежественное обращение с языком — это
признак не только нашего времени и нашего народа. Явление это повсеместное, как
грипп или простуда.
Справедливо будет отметить, что
орфографии, словообразованию, синтаксису уделяется немало времени и внимания в
программах и в практике учителей. Что же касается норм словоупотребления,
семантики слова, стилистики, этимологии — эти аспекты представлены категорически
недостаточно. Но ведь невозможно из структуры языка их извлечь и пустить в
свободное плавание представления детей о правильной речи (письменной и устной).
Это свободное плавание ведёт к стихийному формированию словоупотребления,
повальному нарушению грамматических норм, варварскому обращению со словом
вообще.
Особое внимание хочется обратить на
нарушения в управлении, которые режут слух, поселяются в нашем языке против
всех правил, как всё дикое, разрастаются, претендуя на законное место. Многие
носители языка считают, что часто употребляемые формы слов, словосочетаний и
есть норма. Нормой считается только то, что признано Институтом русского языка
и вошло в словари как норма или вариант.
Следует различать близкие по значению
слова, чтобы строить словосочетания, не нарушая правил управления.
Иду в поликлинику в культурной столице,
где сейчас живу, и читаю на стенде: заведующий терапевтического отделения. Он
заведует чем-то или чего-то?
Управление при синонимических словах
Заведующий
|
(чем?) библиотекой,
залом
|
творительный падеж
|
руководитель
|
(чего?) управления,
отдела
|
родительный падеж
|
обрадоваться
|
(чему?) встрече,
подарку
|
дательный падеж
|
обрадован
|
(чем?) предложением,
вестью
|
творительный падеж
|
обратить
внимание
|
(на что?) на внешность
(на кого?) на зрителей
|
винительный падеж
|
опираться
|
(на что?) на примеры,
на науку
(на кого?) на коллектив,
на специалистов
|
винительный падеж
|
обосновывать
|
(чем?)
исследованиями
|
творительный падеж
|
основываться
|
(на чём?) на
доказательствах
|
предложный падеж
|
отчитаться
|
(о чём?) о расходах, о
практике
|
предложный падеж
|
превозмочь
|
(что?) боль,
перегрузку
|
винительный падеж
|
превосходить
|
(в чём?) в
аккуратности
|
предложный падеж
|
различать
|
(что и что?) традиции и
новаторство
|
винительный падеж
|
отличать
|
(что от чего?) традиции от
новаторства
|
винительный падеж
|
уверен
|
(в чём?) в результатах
(в ком?) в товарище
|
предложный падеж
|
верю
|
(во что?) в результаты
(в кого?) в товарища
|
винительный падеж
|
согласно
|
(чему?) приказу,
распоряжению
|
дательный падеж
|
благодаря
|
(чему?) помощи,
содействию
|
дательный падеж
|
уплатить
|
(за что?) за экскурсию
|
винительный падеж
|
оплатить
|
(что?) экскурсию
|
винительный падеж
|
Давайте говорить правильно по-русски.
Допустима только форма указанного падежа и никакая другая.
Продолжим в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий