среда, 26 апреля 2017 г.

ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА? СЛОВЕСНОСТЬ?

Понимание филологии как «науки наук» в современной школе утрачено, изучение языка и литературы формально, что приводит к умалению значения гуманитарной культуры, которая основывается на диалоге с автором, на проникновении в текст, его смысл. Это путь познания, который индивидуален для каждого, это сотворчество, но такое возможно лишь при пристальном обращении к слову, при проникновении в авторский замысел.
Окололитературные беседы, которые занимают главное место на уроке, далеки от этого. Не только литература и язык предполагают обращение к тексту — гуманитарное знание вообще рассматривает мир и человека в нём через изучение памятников культуры. Гуманитарное образование — познание и осознание себя в мире. Текст даёт возможность изучения и сотворчества, внутреннего диалога. Если учитель способен подготовить к такому диалогу, то формирование способности понимать, создавать текст, находить ответы на важные вопросы обеспечено.
В тексте важно всё: смысл, душа, слово и его поведение. Это неотделимо друг от друга: видеть слово «в действии» — задача филологического образования. Этому способствуют все виды анализа текста: лингвистический, стилистический, литературоведческий. Это готовит к включению в активную речевую деятельность. Она предполагает изучение, интерпретацию, анализ письменных памятников, подход через исследование к созданию собственных текстов.
С принципом текстуального изучения языка и речи тесно связан более узкий, но не менее важный жанрово-стилистический подход к интерпретации и созданию текстов. Текст не существует вне жанровой определённости, жанрово-стилистической целостности. К этим сторонам текста обращены и функциональная стилистика, и поэтика художественной речи. Именно в жанровой определённости находят выражение голос автора и его позиция.
Обращённости читателя к тексту, к его авторскому смыслу, и диалог с ним предполагают приобщение к духовной культуре, которую несут памятники письменности. Важнейшим для филологического образования в связи с этим должен быть признан культурологический принцип изучения языка и литературы и овладения нормой грамотной речи в её основных стилистических проявлениях. Этот принцип подразумевает рассмотрение текста в его историко-культурном аспекте, в его взаимосвязи с современностью, обращённостью в сегодняшний день и в будущее. Культурологический принцип воплощает диалектику конкретно-исторического и общечеловеческого подходов к изучению языка и литературы. Из него проистекают необходимость осмысления семантики текста в движении исторического времени, в тех изменениях смыслов, которые возникают в процессе диалога текста с его читателями в разные эпохи. Для изучения языка, в частности, становится важным обращение к его истории, для изучения литературы — к эпохе создания литературных произведений. Только такая направленность изучения текстов даёт основу для понимания их значения для современности, включает читателя в диалог культур.
Педагог становится помощником и сотрудником школьника, инициатором учебного процесса. Такая смена роли учителя неизбежна, потому что смысл текста может открыться лишь самому читателю в процессе его личного диалога с текстом.  Он высказывает гипотезы — предположения о смысле текста, знакомится с различными, уже существующими версиями этого смысла, выбирает из них близкую себе или строит свою собственную. Ещё большую самостоятельность проявляет ученик при создании собственных текстов. Так реализуется дидактический принцип диалогизации обучения, осуществляемый на основе самостоятельного понимания текста.
При любом решении вопросов содержания и структуры филологического образования понимание его принципов помогает сформулировать и его общую цель. В общей цели должны быть учтены все важнейшие аспекты образовательного процесса: направленность на предмет обучения, ориентированность на развитие специфических способностей, устремлённость к воспитанию и самовоспитанию личности.
Чрезвычайно важно понимание специфики литературы как искусства слова и как учебной дисциплины. Сегодня в ходе полемики вносятся предложения вернуться к пониманию прозы, какое существовало в XIX веке, то есть в эпоху возникновения и становления филологической науки. К прозе относят и научный доклад, и записки путешественника, и критическую статью, и повесть, и роман, тем более что любое, даже бытовое, речевое высказывание обладает жанрово-стилистической определённостью и может быть предметом филологического дискурса. Эта точка зрения находит поддержку и с позиций функциональной стилистики, рассматривающей стиль художественной литературы, пусть и с оговорками, наравне с другими видами речи и языка (научным, деловым, разговорно-обиходным и др.). Конечно, «человеческая жизнь... всё равно должна быть первична по отношению к книгам. Чтение вовлечено в жизнь, а не наоборот»1. Отсюда, казалось бы, первичность тех стилей речи, что обслуживают жизненно важные сферы деятельности человека.
В процессе образного познания жизни писатель творит новый мир, с нею соотносимый. Художественно-литературное произведение — единство воссоздания жизни и её созидания, познания и оценки, осмысления и переживания. Эти особенности литературы как искусства присущи и восприятию её людьми.
Литература обращена к читателю, рассчитана на интимный диалог с ним, именно в процессе чтения и восприятия художественная литература и выступает для читателя как феномен искусства. Это овладение подлинными средствами художественного познания представляется особенно важным для изучения русской, родной для учащихся, литературы, и прежде всего классики XIX века, — в силу её непреходящего значения для воспитания национального самосознания и чувства «всечеловечности». Но для этого ценности родной литературы необходимо пережить, осмыслить, понять авторов и их мир, то есть вступить с ними в диалог с позиций собственного сознания и нашего времени.
Специфична и роль языка художественной литературы, который является и средством, и предметом изображения. Писатель с помощью авторского слова передаёт речь героя и автора-повествователя, уже отлитую в языковую форму, жанрово оформленную, выражающую отношение к миру, его оценку.
Что проистекает из широкого филологического подхода к изучению литературы для обновления методики её преподавания? Прежде всего сохранение, утверждение и углубление понимания статуса литературы как самостоятельной учебной дисциплины. Видимо, наиболее уместным для филологического образования необходимо признать аспектный принцип интеграции учебных предметов, традиционно составляющих филологическую подготовку учащихся. При этом каждая из дисциплин сохраняет свои особенности, содержание, цели, специфику отношения к действительности.
Анализ учебников-хрестоматий по литературе для средних классов показывает, что задания, обращённые к языку художественных произведений, составляют лишь 1-2% методического аппарата. Большинство из них направлено на уяснение словарного значения лексических единиц без понимания их эстетической функции. До сих пор не удалось свести воедино подпрограммы по развитию речи, выполняемые на уроках языка и литературы. В результате на этих уроках один и тот же учитель обучает близким видам речевого высказывания несогласованно, не используя соприродные связи этих дисциплин. Вводимые ныне новые курсы, призванные развивать речь учащихся (риторика, анализ текста, стилистика и др.), исходят из своей особой логики, мало соотносимой с логикой основных дисциплин. Таким образом, широкий филологический подход к изучению дисциплин одной образовательной области не реализуется или осуществляется с немалыми потерями.
Не нов для школы и культурологический принцип изучения произведения, но он слабо учитывает аспекты языка и словесной художественной формы произведения, выражающих его духовное содержание. Социоисторические, этнокультурные, этико-философские знания, которые несёт в себе произведение, недостаточно рассматриваются как составляющие художественного текста, в соотнесённости с историей языка, с направлениями и течениями художественной культуры, с господствующими философскими и религиозными идеями. Тем самым расшатывается сама основа для диалога с автором как деятелем определённого периода истории и личностью, устремлённой в будущее.
Вместе с тем именно возвращение литературы как учебной дисциплины в лоно филологической области знания, привлечение внимания учеников к художественному тексту как носителю духовной ценности требуют глубокого доверия к личности школьника, его праву на самостоятельное вопрошение мира и автора художественного творения о смысле бытия.
Задача учителя — подготовить школьника к проникновению в текст через диалог, к созданию собственных текстов заданных жанров и стилей, к отстаиванию собственной позиции в этом диалоге, используя умение проникновения в текст, понимания другой позиции, сопоставления, поиска и объяснения принципиальных отличий.




1.    Аверинцев С. С. Как нить Ариадны // Юность. — 1987. — № 12.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...