четверг, 26 апреля 2018 г.

РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ


Вопросы правильного литературного произношения, орфоэпические правила всегда были в центре внимания филологов-русистов. В последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи. Этому способствуют социально-экономические изменения, культурные связи. Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознаётся многими как насущная общественная необходимость.
Отступления от норм литературного произношения расцениваются аудиторией как признак недостаточной речевой и общей культуры человека, создают нежелательный образ говорящего, служат предметом насмешек и замечаний, отвлекают от содержательной стороны речи. Наиболее распространёнными орфоэпическими ошибками и погрешностями являются областные или местные особенности произношения, неправильно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование. Также ошибочными считаются случаи постановки ударения, обусловленные профессиональной традицией: компа́с, ру́дник.
Ошибочное произношение посредством телевидения «тиражируется» на огромную аудиторию, усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое каждому культурному человеку представление о правильности и чистоте речи.

Кроме того, наблюдаются определённые негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку слушатель в основной массе обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях всё, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создаёт ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.
Работа над собственным произношением, над повышением культуры речи требует от человека определённых знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то себя самого человек «слышит» хуже, чем других, своё произношение контролирует недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке своего собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в свой адрес. Правила и рекомендации относительно произношения, отражённые в словарях, справочниках, пособиях, представляются ему слишком категоричными, а распространённые орфоэпические ошибки — безобидными. Такие «вольнолюбивые» ораторы во многом виновны в распространении речевого бескультурья.
Изучение правил и рекомендаций орфоэпии должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного (рекомендуемого для публичных выступлений) и неполного (разговорно-просторечного), который распространён в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчётливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношения наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, стяжение и нечёткость произношения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения допустимы, то в публичном выступлении их необходимо избегать.
При подготовке публичных выступлений разных стилей и жанров должны учитываться сформированные на протяжении многовекового развития культуры приёмы ораторского искусства (красноречия), которые не ограничиваются правилами композиционного построения текста, использованием тропов и фигур, но и учитывает звуковую сторону выступления. В современной практике публичных выступлений выделяют такие виды красноречия, как: социально-политическое, академическое, судебное, духовное, социально-бытовое.
К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, отчётные доклады на съездах, собраниях, конференциях, речи на митингах, дипломатических приёмах.
Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. Это вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.
Судебное красноречие — это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую (обвинительную) речь и адвокатскую (защитительную).
Духовное (церковно-богословское) красноречие — древний вид красноречия, имеющий богатые традиции. Выделяет проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан. Она соединяется с церковным действием. Другой вид — речь официальная, адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.
К социально-бытовому красноречию относятся юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь, а также речь бытовая, надгробная, памятная.
Практика работы над звучащим текстом показывает, что существуют два подхода, два аспекта подготовки к выступлению. Первый — работа над текстом в целом, причём объём его может колебаться от нескольких страниц до небольших фрагментов и даже до двух-трёх предложений (например, в интервью, беседе, полемике).
Второй аспект — это работа над произношением отдельных звуков, звуковых сочетаний, слов, грамматических форм. Такая последовательность помогает более осознанно следить за звучащей речью, привносит элементы осмысления содержания произносимого, настраивает выступающего на определённое логическое движение от общего к частному.

Изучайте русский язык, говорите по-русски.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...