воскресенье, 14 мая 2017 г.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА В ДЕЙСТВИИ

Конечно, невозможно сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции наскоком или обращаясь к текстам эпизодически. Это систематическая, спланированная, продуманная работа с использованием более совершенных технологий. Они не меняют урочную систему, но принципиально меняют содержательную и процессуальную стороны учебного труда. Педагогика сотрудничества обеспечивает это: методическая позиция учителя при таком подходе к обучению сливается с педагогической, растворяется в последней, а технология обучения каждый раз преобразуется и предстаёт в новом виде.
В учебниках очень мало текстов, которые дают материал для полноценной систематической работы со словом. Значит, надо пойти другим путём: надо создать сборник текстов. Какой материал включить в него? В первую очередь, он должен быть интересным, полезным, способствующим развитию надпредметных навыков. Работа должна увлечь детей.

С 5го по 9й класс я формировала сборники сама, а в 10м классе появился творческий коллектив (учитель и ученики), который занялся созданием сборника текстов для работы на уроках русского языка. Так как в предыдущих классах мы уже работали с такими сборниками, то они представляли, какую работу придётся выполнять. Мы решили сделать сборник на основе знаний из географии, этнографии, истории, флоры, фауны Красноярского края. У ребят появилась возможность для реализации творческих способностей, индивидуальности, одарённости.
Компетентностный подход в данной деятельности позволил согласовать ожидания учителя и результаты учеников, что предусматривают современные технологии. Чётко определённые мотивы деятельности обеспечили стремление ребят ориентироваться в  источниках информации, использовать полученные знания на практике, выполнить индивидуально определённый вид деятельности, которая носила исследовательский характер.
В процессе создания этого пособия решались очень важные задачи! Участники творческого коллектива были поставлены в условия, когда нужно было решать проблемы и проявлять себя в различных видах деятельности (сбор материалов в печатных и интернет-источниках, поиск необходимых сайтов для пополнения базы, отбор иллюстративных материалов).
Работая, мои соавторы-ученики приобретали необходимый социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных проблем. Условия работы способствовали развитию коммуникативных, познавательных, гражданских качеств. Оценка образовательных результатов в данном случае была максимально прозрачной. Повысилась мотивация учебной деятельности, которая позволяет реализовать свои способности.
Грамматическое наполнение текстов соответствует разделам орфографии, пунктуации, синтаксиса, стилистики в пределах школьной программы. Задания можно выполнять выборочно или все полностью в соответствии с задачами урока. Они сформулированы с целью мотивации учебной деятельности, творческого подхода к выполнению поставленной задачи, обеспечения положительной динамики учебных достижений, вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность.
Иллюстрации делают сборник эмоционально привлекательным и в то же время дают возможность выполнения творческих работ разных стилей и жанров. Учитель может составлять задания, которые считает необходимым в соответствии с уровнем подготовки класса и учебными задачами.
На основе текстов можно организовать самоконтроль и взаимоконтроль как при выполнении классных, так и домашних заданий.
Тексты расширяют эрудицию, формируют надпредметные навыки, дают возможность использовать данный материал на занятиях по другим дисциплинам. Обогащение знаний об истории, этнографии, флоре и фауне, культуре воспитывает патриотизм и гражданственность, способствует формированию самодостаточной, полноценной личности.
Адаптация исследовательского процесса к возможностям и интересам учеников позволила проявить интеллектуальные, творческие, организаторские способности, обрести уверенность в себе, почувствовать ответственность. Сочетание развивающего и проблемного обучения, творческой работы, проектных методик, коллективной деятельности логически подвело к ожидаемому результату: получился сборник текстов, который может быть успешно использован при подготовке учеников к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, в работе по развитию коммуникативной компетенции, в воспитании патриотизма и гражданственности учителями гуманитарного цикла и других дисциплин.
Хотя работа не была подчинена узкой цели: подготовить к ЕГЭ, но когда экзамен подошёл, все были к нему готовы. Из 24 учеников на «отлично» сдали 11, на «хорошо» — 13. Это результат систематической работы по развитию компетенций.
Сборник издан краевым институтом переподготовки учителей. Мои соавторы оценили свой труд и его значение для каждого лично, отвечая на вопросы анкеты, предложенной психологом.

Владислав П.
Благодаря урокам литературы у меня открылась тяга к чтению. Изучение языка на основе текстов не только вырабатывает грамотность, но и развивает эрудицию, учит самостоятельно работать с разными источниками.
Нина Х.
Я даже не думала раньше, что язык можно изучать с удовольствием. Нас учат не только любить родную речь и культуру, но и любить людей, отличать добро от зла, гордиться своей Родиной.
Валентина К.
Это здорово, когда учитель видит в нас своих единомышленников и доверяет нам. Делая сборники текстов, мы получили столько знаний и умений, которые просто нельзя приобрести на заурядных уроках, которые у нас были раньше.
Анна А.
«Взрослая» работа помогла мне поверить в себя, повысить свою планку. А вообще это очень интересно. Пусть нам завидуют другие ученики.
Дмитрий Р.
Вера учителя в меня придала мне сил и позволила преодолеть комплексы. Работа, когда ты выполняешь ответственную роль, делает тебя самостоятельным и взрослым.
Дарья Л.
Думаю, получив такие серьёзные навыки и знания по русскому языку и литературе, мы сможем учиться без проблем в любом вузе. Коллективная работа показала нам, что каждый важен в общем деле; она научила понимать свою роль и отвечать за своё дело. А как это было интересно — это никому объяснять не надо.
Александр Ф.
Учитель обнаружил во мне такие способности, о которых я сам не подозревал. Мне доверили ответственное дело — и у меня получилось. Теперь я не буду бояться браться за неизвестное, потому что поверил в себя. Конечно, интересная работа увлекла нас всех.
Антон В.
Спасибо Учителю и урокам русского языка и литературы, которые никого не могут оставить равнодушными, потому что делом занимается неравнодушный человек. Я нашёл применение тому, чем люблю заниматься. Спасибо, Учитель.

И напоследок несколько примеров из сборника текстов.

Текст № 19

Постройка самого острога заняла немного времени, около месяца. Острог «поставили на боголепное Преображение» (шестого августа старого стиля), а «на Успеньев день (пятнадцатого августа старого стиля) острог весь отделали». После этого первым красноярцам пришлось позаботиться о своём жилье, но лес, сплавленный по воде, весь ушёл на острог. Казак Ермак Остафьев собрал сто восемьдесят мужиков, и пошли они заготавливать лес на избы.
Эти «избёнки», или зимовья, представляли из себя утеплённые мхом невысокие срубы из брёвен. Высота их была не более двух метров, а внутренняя площадь не превышала 16 квадратных метров. Потолок этих избушек представлял из себя бревенчатый накат, засыпанный землёй и имевший сверху крутую двускатную крышу из колотых плах или драниц. Скаты кровли в центре опирались на горизонтальный чурбак, лежащий на бревенчатом накате. Скреплённая шпонками низкая дверь вращалась на деревянных пятах. Вся постройка выполнялась топором в короткий срок и не имела ни единого гвоздя. У дверей такого жилища, в лучшем случае, располагалась глинобитная печь, в худшем — очаг из речных голышей и плитняка. Печи топились «по-чёрному», то есть дым из очага выходил в избу, а из избы через двери и волоковые окна на улицу.
Пол избушек был земляным, зимой устилался соломой, а летом травою, освещались избушки лучинами. Впрочем, служилым людям, жизнь которых всё время проходила на «шлее, на шесте да на конь» и в этих избёнках приходилось жить мало.
«Мебель» в таких «хоромах» состояла из грубо сколоченного стола из плах, врытого в землю у окна, затянутого бычьей брюшиной, и низких нар, тянувшихся вдоль стен. Нары занимали половину помещения. В качестве постельных принадлежностей использовалась солома и верхняя одежда.
В стены такого жилища были вбиты деревянные колья, на которых вешались пищали, котомки, одежда и прочий убогий скарб новосёлов.

Задание
1.         Определите стиль текста и тип речи.
2.         Найдите устаревшие слова, объясните их значение, подберите синонимы.
3.         Найдите и охарактеризуйте односоставные предложения.
4.         Найдите и охарактеризуйте сложные предложения.
5.         Объясните случаи обособления в этом тексте.
6.         Какое значение имеют здесь вводные и вставные конструкции?
7.         В 1-м абзаце найдите примеры согласования, управления, примыкания.
8.         Найдите различные способы выражения подлежащего и сказуемого.
9.         Приведите примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
10.     Сформулируйте правила правописания -нн-, -н-, используя этот текст.
11.     Дополните текст своей частью: выразите своё мнение о наших предках, которые обживали новые земли.
Текст № 20

После постройки острога, будучи все в сборе, красноярцы в сентябре 1628 года составили несколько челобитных царю. В самой пространной из них они описали тяготы своей нелёгкой жизни, сопровождавшие их от Тобольска до устья Качи. В ней же писали они и о постройке острога, и о первом нападении на новый острог кочевников. В другой челобитной, жалуясь на ту же тяжёлую жизнь, красноярцы просили царя не брать с них тяжёлые государевы пошлины с купли и продажи. В третьей части челобитной красноярцы, снова описав своё незавидное положение, просили разрешения поставить в остроге церковь на три престола и выделить для этой церкви попа, богослужебные книги, колокола и всевозможную церковную утварь, чтобы можно было справлять все церковные службы.
Свою крайнюю необходимость в церкви и в попе они объясняют тем, что на государевой службе многие переранены смертельными ранами и перемёрли без отпущения грехов.
Современнику, конечно, трудно представить сейчас роль церкви и духовенства в русской жизни XVII века, и он, улыбнувшись, думает: эка важность, не было попа. Но в том-то и дело, что тогда русский человек не мог обойтись без имени бога, так как с самого дня рождения ему внушалось со всех сторон, что всё, что создано на земле, и все стихийные явления — «всё от бога». В случае удачи русские славили бога, неудачи объясняли «божьей волей», и ни одно событие в жизни русских не обходилось без привлечения к нему «слуг божьих».
Но дело было не только в религиозности, а ещё и в том, что церковь, помимо морально-религиозного, имела юридическое значение. Брак, рождение ребёнка, погребение не считались законными, если они не были освящены церковью. Вступление на престол монарха не было законным без церковного обряда. Заключался ли международный договор, отправлялись ли ратники на супостата, закладывалась ли крепость, отъезжали ли купец с товарами, начинался ли сев, обрушивалась ли засуха — люди по каждому такому случаю служили молебен. Перед лицом тяжкого труда и неотвратимого смертного часа душа русского человека жаждала своего бальзама, который проливал на неё обязанный быть при каждом русском духовный отец и наставник.

Задание
1.         Определите стиль текста и тип речи. Укажите характерные признаки.
2.         Озаглавьте текст. Сформулируйте тему, главную мысль.
3.         Найдите устаревшие слова, подберите синонимы из современного русского языка.
4.         Укажите различные случаи словообразования. Выполните словообразовательный разбор.
5.         Объясните случаи обособления в тексте.
6.         Объясните значение вводных и вставных конструкций.
7.         Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте? Какое это имеет значение?
8.         Расскажите о структуре сложных предложений, сделайте схемы.
9.         Какое значение имеют ряды однородных членов предложения в последнем абзаце?
10.     Дополните текст своей частью: расскажите о значении веры для современного человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ЧТО ДЕЛАТЬ ЗА МЕСЯЦ ДО ЕГЭ? Уважаемые выпускники, остаётся месяц до экзамена по русскому языку. Как использовать это время рациона...